Психотипы игроков в рамках геймификации бизнеса. Часть I — Манчкин

16 февраля 2017

Запуская любой бизнес-проект, необходимо подробно изучить и проанализировать целевую аудиторию — кто ваш покупатель, для кого вы собираетесь работать. Здесь все понятно. Но в рамках геймификации мы говорим уже не просто о представителях ЦА, мы анализируем психотипы конкретных игроков — мотивацию и цели, ради которых они входят в вашу игру, желания и интересы, особенности поведения.

Психотипы игроков — это краеугольный камень геймификации. Без этой информации внедрять какие-либо игровые механики попросту бессмысленно. Ведь именно на основе поведенческих моделей игроков осуществляется подбор жанра игры для вашей воронки продаж, разрабатываются и внедряются элементы геймификации.

Психотипы игроков фундаментально относятся к аналитике целевой аудитории, которая состоит из 3-х ключевых этапов:

  • общее описание целевой аудитории и сегментация;
  • портрет игрока;
  • психотип игрока.

С первым и вторым пунктом все более-менее ясно. Наверняка у вас уже есть описание целевой аудитории, а, возможно, и портрет игрока (Аватар). Если нет — почитайте об этом в статьях «…» и «…». А вот психотип игрока заслуживает отдельного внимания.

Итак, существует 4 классических психотипа:

  1. манчкин,
  2. исследователь,
  3. социофил (или социальщик),
  4. киллер.

Каждый из них характерен определенным типом поведения как в играх, так и в целом в интернете. Словом, это описание типа личности с углубленным анализом поведения на рынке. Естественно, в одном человеке вполне могут уживаться несколько психотипов, но в любом случае один из них доминирует.

Контента по этой теме очень много, поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим 1-й психотип игроков, а остальные 3 — в следующих материалах.

Для чего вам нужно знать психотипы своей целевой аудитории?

Ярче всего важность изучения поведения игроков на рынке могут продемонстрировать примеры конкурсов в социальных сетях.

Допустим, есть некое сообщество, примерно 900 000 подписчиков во ВКонтакте. Вы запускаете конкурс, чтобы расшевелить этих людей и привести их в воронку продаж. По условиям конкурса нужно написать комментарий с определенным хештегом, ну, например, «я иду на вебинар по открытию третьего глаза». Приз — бесплатное участие.

По вашим расчетам это — беспроигрышный вариант, выгодный для подписчиков. Но через пару дней вы с удивлением обнаруживаете, что откликнулось лишь 7-8 % от общей базы… Почему? Ответ прост — вы, не зная психотипов своей ЦА, подобрали не тот вариант взаимодействия. Соответственно, слили массу трафика еще до входа в воронку.

Психотипы влияют на все: выбор вида активности, подбор игровых механик, снижение порога входа в воронку, взаимодействие с клиентами и в команде. Не зная психотип игрока — невозможно мотивировать его на какое-либо целевое действие. Это мегаценный актив для вас, даже если вы не будете внедрять геймификацию в свои воронки продаж.

Психотип 1. Манчкин

Кто такой манчкин?

Это карьерист-накопитель, главная цель которого — зарабатывание денег и самосовершенствование, возможность быть хозяином положения и делать все, что захочется. Все остальное — средство для достижения цели. Присмотритесь к своему окружению, к своей целевой аудитории, возможно, к тем, кто приходит на ваши «живые» мероприятия — психотип «Манчкин» виден сразу.

Цель исследования. Ему крайне важно понимать, как находить новые источники богатства, получать больше прибыли. Это человек, мозг которого заточен не на соревнование с кем-то (стать лучше, круче, быстрее). Его цель — максимально быстро успеть получить какую-то выгоду, накопить средства, возможно, во что-то сыграть и получить баллы, которые можно обменять на желаемую вещь.

Это человек, который будет бороться за то, чтобы получить больше выгоды от конкретного продукта, потому что для него это приоритет.

Работая в команде, ему важна возможность соревнования. Но это его пассивная функция. Он заинтересован в соревновании не с целью обыграть других участников, а как в средстве накопить побольше баллов, чтобы потом их на что-то обменять.

Цель общения с другими игроками — это способ узнать, выявить, где можно чего-то больше получить, узнать новые способы накопления.

Главный интерес — это определенные достижения в рамках проекта, влияние на проект, поиск бизнеса, в который можно погрузиться с головой. То есть его интересует любой проект, любой продукт. Главное для него — это тот профит, который он получит в итоге.

Триггер — они гордятся своим статусом в жизни и тем, как быстро они смогли его добиться. Некое самолюбование: «Я зарабатываю $100 000, в то время как другие $50 000». И манчкину абсолютно неважно, что он при этом сутками не спит и не ест, его цель — бесконечно приумножать то, что он имеет на данный момент.

Какова его роль в интернет-маркетинге?

По сути это клиенты, которые без раздумий приобретают то, что вы им предлагаете. Но им крайне важно, чтобы продукт сулил прямую практическую выгоду..

Какое игровое поведение характерно для этого психотипа?

В первую очередь — это коллекционирование ачивок, бейджей, баллов, рейтингов, соревнование с системой и игроками, если на кону — возможность приумножить. Это важный момент. Просто так с игроками они никогда в жизни не будут соревноваться. Они будут играть в рамках заданных условий.

Какие игровые механики сработают на манчкина?

Как вариант: заполнение профиля, увеличение количества покупок до следующего увеличения скидки, личный кабинет, VIP-статус просто для коллекции.

Кроме того, накопительные скидки программы лояльности (манчкина сразу видно на кассе в офлайн-магазинах — он на 100 % поведется, если кассир предложит ему докупить что-то на $2, чтобы получить больше бонусных баллов на следующую покупку).

Важность психотипа «Манчкин» для вашего бизнеса в интернете заключается в том, что именно такие люди продвигают геймификацию, при этом легко вовлекаясь в ваши игры. То есть вам будет гораздо проще развивать геймифицированные инструменты.

Итак, мы разобрали психотип «Манчкин». В следующей статье мы рассмотрим психотип «Исследователь» — это очень важная часть целевой аудитории, способная сильно повлиять на любой интернет-проект.

А пока, напишите в комментариях, увидели ли вы проявление поведения Манчкина в ком-либо из своих знакомых, клиентов или даже самом себе?

Напишите в комментариях, какими сервисами сквозной аналитики пользуетесь вы и какие бизнес-задачи решаете с их помощью?

Оставить комментарий